Ладно, Juliana, думаю, просто оговорилась, насчет того что "народ" это не люди.
насчет поведения Гэндальфа (он единственный, оставшийся полномочным, легитимным и действующим представителем повелителей Арды (валар) в книге):
Но особый ужас современного мира состоит в том, что весь он, треклятый, — в одном мешке. И бежать некуда. Подозреваю, что даже несчастные маленькие самоеды питаются консервами, а деревенский репродуктор рассказывает им на ночь сталинские сказочки про Демократию и гадких фашистов, которые едят младенцев и воруют упряжных собачек.
Раньше я думал, что этой цитатой Толкин подводит черту под тем, какие плохиши плохие. Ну там, орки злые, назгулы зловещие, Саурон злодей и т.д, и все они находятся во вполне известном месте - на востоке, там, где играет сталинское радио. Но теперь я думаю, что Толкин не мог (хотя и хотел бы) говорить вслух про своих, доморощенных, родных злодеев: и не только из-за цензуры, или потому что его книг бы не напечатали, нет. Он состоял из нескольких частей: одна часть была исследователем древних культур и языков, честным писателем, который не может лгать читателю - и поэтому описывает воображаемый мир с оглядкой на мир реальный - такой какой он есть, без подсластителей. Есть и другая часть, которая любит свою страну, Британию (не Великобританию, империю, заметим), парадоксально сочетая эту любовь с католичеством (которое английским англичанам все-таки неродное), и поэтому эта его часть не может сделать одинаково плохими и врагов, и союзников. Есть и третья часть, метакосмическая, если угодно: она велит автору думать на уровне более высоком, чем жизнь буржуазного поедателя кексов, кем сам автор все время пытается себя заставить вообразить - и тогда автор - Берен, супруг эльфийской принцессы.
Однозначность образов у Толкина - это выдумка недалеких (и неталантливых) читателей и почитателей. И в неоднозначности Толкин идет дальше, чем может показаться на первый взгляд. Это моё мнение, которое подкреплено фактами из книг и биографии автора (или даже биографий, скорее). "Сталинские сказочки про фашизм" - это обратная сторона медали, скрытая, однако, очень схожая. Оркам рассказывают, какие плохие эльфы, и как они поедают орков - так же как эльфам про то, какие орки жестокие, да еще и пахнут плохо. Вот это то, что упускается адептами "Добра" и "зла", "толкинистами", которые в творчестве писателя видят черно-белую картинку.
Добавлю: такие "толкинисты" переносят свою ущербную точку зрения (следствие неверных выводов) обратно в реальную жизнь: они видят зло повсюду, им кажется, что их хотят унизить, или их любимого писателя - и как Крошка Енот - кидаются на это "зло" с палкой. Это не христианская точка зрения.
Вообще, Гэндальф вполне
мог бы (мог бы, а не выступает) выступить в роли иудейско-исламского искусителя-сатаны - того, который верный ангел и слуга Б-га Иеговы/Аллаха. Гэндальф искушает Бильбо не столько сокровищами, сколько приключениями, смертельно-опасными, но не говорит ему про реальную опасность. На самом деле, Бильбо с вероятностью 99,9% должен был погибнуть - там у него и тролли, и орки, и пауки, и голлум, и огромный злой дракон под конец. Но Бильбо выживает: это заслуга автора, а не Гэндальфа.
То же самое и с Фродо: тут Гэндальф играет уже на высокоморальных качествах, приманивая не хлебом и зрелищами - а возможностью стать Спасителем мира, читай, машиахом. Сколько было машиахов в Иудее? Все они закончили одним и тем же: их убили, многих - мучительной смертью. Вот тут автор, в случае с Фродо, уже ближе к реальности. Если Бильбо просто в итоге умер одиноким стариком, без детей, не познав счастья любви (у него никогда не было любимой женщины, он и Фродо себе завёл, чтоб совсем не сдохнуть от тоски), то Фродо - все то же самое, без семьи и детей, плюс рана клинком назгула и страдания от безысходности, невозможности больше находиться в этом мире. Это тоже благодаря Гэндальфу. Гэндальф, к его чести, забирает Фродо в свое "в нигде", откуда он пришел, и куда уплывает снова. Но это не человеческое счастье, это вечный покой. Фродо излечат "там", тем же способом, что и всех, кто покинул этот мир.
Гэндальф - сверхсущество, он нечеловек. Когда люди молили Мелькора излечить их от ранней смерти, тот отвечал, что ему всё равно. он был честен с ними - хотя и жесток. Гэндальф так бы не ответил - но и его этот вопрос человеческой жизни не волнует, увы, как бы не хотелось представлять нам Гэндальфа добрым и полным желания помогать людям и хоббитам.
Еще добавлю: во фразе "Гэндальф - добрый и мудрый волшебник" содержится три (или даже четыре ошибки). Так называет его Фродо в сцене у себя дома с Кольцом у камина, в самом начале истории "В.К." - и он трижды (или четырежды ошибается).
1. Гэндальф
не добрый - вот сейчас он расскажет Фродо, как важно отнести Кольцо к Ородруину. Фродо, я хочу, чтобы ты пожертвовал своей жизнью ради моих планов - которые я объявлю планом "спасения мира" - вот что это значит. И наивный благородный Фродо откликнется. Кроме того, что он благородный, он еще и засиделся в Хоббитании, как и его двоюродный дядя - Гэндальф уверен, что Фродо согласится. Иначе, если бы не был уверен - не раскрыл бы настолько важной тайны. Гэндальф выждал, когда Фродо созреет - и только тогда рассказал, подвел очередного хоббита к мысли о походе к очередной Горе. Если вы хорошо к кому-то относитесь - вы будете посылать его на верную смерть? или все таки сами? Гэндальф "боялся кольца" (хотя ничто не мешало носить его, не знаю, в мини-сейфе, чтоб не мог открыть и надеть), и поэтому отрядил Фродо. Это не просто жестоко. Это жестокий, холодный расчёт.
2. Гэндальф
не мудрый. Вовсе не хочу отказать Гэндальфу в остроте ума. Нет, Гэндальф не мудрый - он прехитрый авантюрист. Все его приключения начинаются наобум, наудачу. Гэндальф
знает, возможно, что
ему повезет, но это не мудрость. Не мудро посылать хоббита с кольцом прямо из дома: можно же было в конце концов прислать конного Глорфинделя или Арагорна, чтобы домчаться до спасительного Ривенделла - все равно назгул знали про Шир, и если бы хоббит ехал не на пони - атаки назгулов с последующим ранением призрачным клинком можно было бы избежать. Таких казусов десятки, ими пронизаны все эпизоды книг. Но это нормально для Гэндальфа - потому что его не волнует, как хоббит донесёт Кольцо. Он должен. Должен! Герой же.
Однако. Если справедливо
предположение о
возможности множественных реинкарнаций Гэндальфа (кроме единственно упомянутой), тут же можно подумать про множественные попытки нескольких хоббитов-хранителей Кольца. Почему бы не предположить, что Голлум - это
предыдущая версия Нео следствие ранней попытки Гэндальфа избавиться от Кольца? Может, Голлум точно так же пытался донести Кольцо до Ородруина, но не смог бороться с желанием, и поддался искушению? Нам вовсе ничего не мешает думать так - кроме сказок о ранних днях Голлума про "подарочек на день рождения". Как же так Бильбо "случайно" нашел кольцо? А что если Гэндальф отлично знал про предыдущую итерацию хранителя Кольца, и направил Бильбо по следу? Это гораздо вероятнее невероятной версии, двух почти невозможных событиях подряд, ну вдумайтесь: два хоббита подряд, пусть с интервалом в 500 лет находят Кольцо! Думаю, не я первый, кто подумал об этом. Не факт, что об этом же не подумал сам Толкин. То, что сам он нам не сказал - ну так мы еще много не знаем.
3. Гэндальф сам по себе не волшебник. Ну, тут все понятно. Гэндальф без своего кольца Нарья ничего не может поджечь, и вообще ничего не может в плане колдунств - как и Радагаст, как и Саруман. Технологии - да, фейерверки, биотехнологии у Сарумана. Но это не волшебство. Более того, Гэндальф специально ослаблен (хотя и способен противостоять балрогу - то есть, он могущественный воин, много сильнее Арагорна).
4. Ну и наконец, Гэндальф - не Гэндальф. С этим, думаю, еще понятнее.