Айну Мелькор,, исполнив свою "неправильную" партию в хоре - начал свой процесс падения (в материальность, в сущесть, в иллюзию). Он представил себе мир, где можно пережить одну и туже последовательность действий множество раз - отсюда и его музыка, см. её писание в Айнулиндалэ - повторящиеся, блестящие но пустые фанфары. Затем Мелькор вошел в Арду, продолжая падение, и объявил Арду (и Имбар) своим. Это у него вышло только на словах, поэтому Мелькор основал базы в Средиземье - как и валар в Амане. И стал распространять "зло" = свой порядок, следствие своей воли.
Другой айну, ставший в Арде маей женского рода по имени Мелиан, организовавший в Средиземье, как Мелькор, свое собственное королевство. Она тоже завела свои порядки, тоже использовала свою волю, чтобы ограничить доступ в Дориат. У Мелиан были далекоидущие планы: она заявила Тинголу, своему мужу, что один смертный преодолеет ее волшебную преграду: Мелиан планировала породниться не только с эльфами, но и с людьми, и осуществила свои планы, выбрав Берена себе в зятья. Мелиан полностью прониклась земным существованием: она интриговала, разрабатывала сложные схемы, не просто позволив, например, родной дочери сначала явиться к Саурону, а затем к Мелькору. Предполагаю, что Мелиан специально воспитывала её, растила её как оружие. Родная мать не позволит дочери пойти к врагу, но Мелиан не была ей "настоящей" матерью, в том смысле, что у айну не может в норме быть детей: только когда они извращают свою природу, входят в испорченную изначально Арду, и уже там так или иначе принимают облик и (истинную) форму Детей Илуватара, позволяющий им размножаться.
В итоге Мелиан должен была умереть и она умерла.
На Арде только Валар и Майар могут менять тело по своему желанию.
Лютиэнь, следовательно (этой логике автора) не была эльфом, она была майа, так же как и Беорн не был человеком.
Впрочем, этот текст (это скорее норма для автора) противоречит сам себе (сначала "Но предусмотрел ли Эру fёar для подобных созданий? Возможно - для Орлов и т.д. Но не для орков", а потом "наличие в орках эльфийской крови остается очень возможным").
Там же есть пассаж про майа и их возможности в области деторождения
Производя потомство, они (ср. Мелиан) [становились] все более "приземленными" и теряли способность возвращаться в состояние чистого Духа (хотя бы в обличье демона), пока их не освобождала смерть;
Эта цитата не входит в противоречие с прочими (или хотя бы как-то стыкуется), поэтому я принимаю его как окончательное авторское мнение, а не размышление с вариациями. Должен быть ответ на вопрос, и здесь Толкин даёт его, нигде более не опровергая (кроме относительно неудобного случая, но он тоже вписывается в это решение)