Само понятие смерти означает дух, лишенный данного ему тела, без которого дух неполноценен, не полон. Для эльфов и людей (пока они живы, т.е. внутри "дома"-тела) эта неполноценность кажется неприятной и прискорбной. Мёртвых оплакивают, а не радуются за них - кроме некоторых интересных религий и сект.
По-моему, Толкиен рассматривает Эру Илуватара = Единого Всеотца как (Верховного) Творца. Не причину всего, и не полноту всего, а верховного начальника. Айнур безмерно ниже Него, созданы Им, но если Он играет в ту же саму партию на той же доске, они все, и Эру Илуватар, и айнур(ы), оказываются в той же самой категории игроков. Можно вести речь о категории Полноты айнур и Эру Илуватара, но не о самой Полноте, которой никто из игроков не обладает априори: либо потому, что не обладал ей никогда, либо потому что сам себя ограничил. Илуватар ограничен в своих возможностях, возможно, он сам не позволяет себе, например, убрать Мелькора из игры (что означает, что они оба - игроки, а не фигуры, пусть даже во внешней игре, в которой Илуватар играет сам с собой), но это означало бы сумашествие Бога. Айнур - не марионетки Единого, это автоматически отрезает возможность говорить о "всевластии", всемогуществе Эру Илуватара. Но и всеблагость невозможна без всемогущества, это суть одно. Остаётся признать, что всё попустительство злу, его покровительство Мелькору, которому был разрешен вход в Эа и дан карт-бланш - это следствие неполноты Единого, и, что то же самое, незаключенность в Нём, в Творце, всего.
Полнота находится где-то еще выше, следовательно.