Смысл слова Личность по Советской Энциклопедии уловить как-то не удается.
Зато "История" многое объясняет:
Цитата:
В совокупности факторов развития общества определяющим, в конечном счёте, является материальное производство, т. е. создание жизненных средств, необходимых для самого существования людей и их деятельности.
<.....>
Материальная жизнь общества, будучи объективной стороной исторического процесса, является первичной, а общественное сознание вторичным. Жизнь общества, его И. проявляются в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону исторического процесса. Общественное сознание любого конкретного общества и свойственных ему элементов надстройки представляет собой отражение его общественного бытия, в первую очередь господствующего в нём экономического базиса.
<.....>
Вследствие этого общество ставит перед собой только практически осуществимые задачи.
Из первой части статьи следует, что экономика рулит.
НО... далее получается вот что:
Цитата:
Однако общественные идеи и соответствующие им надстроечные явления после их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших их материальных отношений и вследствие деятельности людей в заданном ими направлении активно воздействуют на ход общественного развития. На ход исторического развития базиса оказывают постоянное влияние различные элементы надстройки: политические формы классовой борьбы, правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и т. д.
<.....>
Главным творцом И. являются народные массы, которые играют решающую роль в экономическом, политическом и духовном развитии человеческого общества.
И вышеизложенного следует, что личность может влиять на историю только косвенно - через массы, т.е. толпу .
Только управляя стадом, пастух может менять историю. Ни ум, ни душа, ни другие какие заслуги не имеют значения, если за тобой ни идет толпа.