Цитата из: Панджшерский Лев on 30-11-2003, 19:45:27
Вопрос к Дмитрию.
А как Вы, собственно, определяете "Подлинную истину"?
Вообще можно ей дать разные опредления, в завимости от предмета рассмотрения. Мне кажется, в контексте нашей дискусии подойдет следующее..
Истина, которая нам открыта, есть, так называемое, Священное Писание или Слово/Откровение Господне. Являясь Божественным, оно заключает в себе не только обыкновенные сказания, напоминающие по форме обыкновенные художественные или же философские произведения - но - в них - собственно Божественное - а именно духовные истины, содержащие в себе, как в сосудах, небесное, или Божественную Любовь к Богу и ближнему. Каждый человек, желающий истины или нет, живующий по принципам или нет, может читать это Божественное Слово и извекать из него познания разного рода для своего ума и жизни (что составляет самый внешний план его понимания Слова или же учение из Него), но Оно по своей природе и своему буквальному смыслу таково, что из него можно извлекать учения, в общем-то, различающиеся между собой и, как истиные, так и не истинные, и даже просто ложные. Когда учение извлекаются человеком из нечистых побуждений (т.е. ради сосбвенного прославления или себялюбия, или тех или иных корыстных побуждений), или не в свете озарения от Господа, или если он не живет согласно принципам, то такой человек не видит там подлинной истины, он либо видит там один буквальный смысл отделенный от духа (т.е. одну только видимость истины, но не ее саму) и цепляясь за него, выдергивая его их контекста всего Слова, он строит на нем все свое учение. Если он строит учение свое на одной только видимости, то это неистинное или не вполне истинное учение, если уже подтверждает эти видимости рационально или же если он не придерживается приницпиальных принципов религии, то он имеет ложное учение.
Рождались и продолжают рождатся столько ересей в христианском мире не в последнюю очередь по той причине, что люди пытаются извлечь истину из Божественного Писания из буквального смысла без просветления духовным смыслом (сокрытом за буквальным, но открывамым человеку от Господа, если он к Нему обращается). Примеров этому колосссальное кол-во.
Другая крайность - это так называемые гностики, т.е. те люди, которые начали совершенно ингорировать ВЕСЬ буквальный смысл Писания, т.е. даже те элементы буквального смысла, которые действительно истинны и в буквальном смысле своем (например, заповеди: не прелюбодействуй и т.д. и т.п.) и искали только внутренние смыслы. Но поскольку они извлекали свое учение не из просветленного буквального смысла, они лишились основы, а вместе с ней и полноты истины и,в конечном счете, чистоты жизни. Не в том проблема, что они рьяно заботились о духовном, но в том, что они пренебрегли ВСЕМ буквальным смыслом, т.е. даже тем, которым уж никак нельзя пренебрегать. Не говоря уже о том, что они в свои учения начали внедрять принципы из совершенно других религий (почему этого не нужно было делать и неправильно делать - другой разговор).
Из вышеописанного очевидно, что
1. подлинная истина - это истина, определенным образом извлеченная из Божественного Откровения (см. выше)
2. есть две крайности, которые препятствуют обретению ее человеком - к чему, кстати, в наше время стоит добавить подход, который можно назвать "не рыба ни мясо", т.е. когда человек видит, что из буквального смысла отдленного от духовного что-то целостное и истинное ему не излечь, но с другой стороны, из-за определенных побуждений или заблуждений или недостатка любви к истине, игнорирует по преимуществу духовный смысл, в котором заключена святость Слова, выбирая только те элементы из него, которые служат каким-либо его мирским интересам. В результате такой человек не имеет ни целостного учения, ни чистого понимания Слова, ни целостного духовно- рационального мышления (не путать с крайностью рационализма), ни, в конеяном счете, я думаю, и целостности всей жизни, которая у христианина в немалой степени зависит от чистоты, целостности, непротиворечивости и согласованности его познаний о Боге, вере, милосердии, вечной жизни и т.д.
Прошу учесть, что довольно сложно изложить этот вопрос в рамках сообщения.
Среди сторонников обоих крайностей и того, что можно назвать "не рыба ни мясо" были люди исключительно гениальные, если гениальностью считать очень значительное проявление человеком своих творческих способностей, но не факт, что эти люди следовали Божественной истине и выражали ее в своем творчестве.
Мало дереву будет высоким и приносить плоды, они должны быть еще и съедобными, а листья - исцеляющими...