О предсказаниях в Арде

Автор: Юлия Понедельник
Дата публикации: 17.12.2009

11. Текстовая эволюция предсказания о Конце Арды - от "Книги Утраченных Сказаний" до поздних работ.

Мало какая мифология может обойтись без предсказания о конце мира. Так думал и Дж.Р.Р.Толкин, во всяком случае, поначалу, и в ранних работах мы можем найти несколько вариантов "конца света".

"Книга Утраченных Сказаний" ("История Средиземья", т. I)

"Ибо предречено, что прежде, чем наступит Великий Конец, Мэлько хитростью своею поссорит Солнце и Луну и Илинсор отправится за Урвэнди через Врата; когда же скроются они, Врата Востока и Запада будут разрушены, и Урвэнди с Илинсором не вернутся. И будет так, что Фионвэ Урион, сын Манвэ, из любви к Урвэнди станет проклятием Мэлько и повергнет весь мир, дабы повергнуть своего врага; и так все сущее в мире рассеется" (с).

"Набросок Мифологии" ("История Средиземья", т. IV)

"Когда мир сделается много старше и Боги утомятся, Моргот вернется через Дверь, и состоится самая последняя из битв. Фионвэ станет биться с Морготом на равнине Валинора, а рядом с ним будет дух Турина; именно Турин сразит Моргота своим черным мечом, и тем самым окажутся отомщены дети Хурина.

В ту пору Сильмарили будут возвращены из моря, земли и воздуха, и Майдрос разобьет их, и Белаурин с помощью их огня вновь зажжет Два Древа, и опять засияет великий свет, и Горы Валинора сравняются с землею, дабы свет разлился над миром, и Боги, и эльфы, и люди помолодеют вновь и пробудятся их мертвые" (с).

"Квэнта Нолдоринва" ("История Средиземья", т. IV)

"Вот что гласит пророчество Мандоса, каковое изрек он в Валмаре, на суде Богов, а слух о нем шепотом передавался среди всех эльфов Запада из уст в уста: когда состарится мир и устанут Власти, тогда Моргот вернется через Дверь из Вневременной Ночи; и уничтожит он Солнце и Луну, но Эарендиль обрушится на него белым пламенем и прогонит его с высот. Тогда на полях Валинора произойдет последняя битва. В тот день Тулкас сразится с Мелько, и по правую руку от Тулкаса встанет Фионвэ, а по левую - Турин Турамбар, сын Хурина, Победитель Рока; именно Черный Меч Турина нанесет Мелько смертельный удар и покончит с ним навеки; так отомщены будут дети Хурина и все люди.

После того будут Сильмарили возвращены из моря, земли и воздуха; ибо Эарендель спустится с высот и отдаст то пламя, что хранил доселе. Тогда Фэанор возьмет Три Самоцвета и передаст их Йаванне Палуриэн, и разобьет она их, и с помощью их огня вновь зажжет Два Древа, и засияет великий свет; и Горы Валинора сравняют с землею, дабы свет тот разлился над всем миром. В этом свете Боги помолодеют вновь, и пробудятся эльфы, и воскреснут все их мертвые, и замысел Илуватара в том, что касается эльфов, исполнится. Но о том, что будет с людьми в тот день, не говорит пророчество, упоминается в нем лишь Турин, а Турина пророчество причисляет к Богам" (с)

С небольшими изменениями в словах это пророчество повторяется в "Квэнта Сильмариллион" ("История Средиземья", т. V).

"Такое пророчество произнес Мандос, когда Боги сидели на совете в Валиноре, и весть о его словах обошла всех эльфов Запада. Когда мир будет стар, а Силы утомятся, тогда Моргот, увидев спящую стражу, вернется через Врата Ночи из Безвременной Пустоты; и уничтожит он Солнце и Луну. Но к нему спустится Эарендель, подобный белому опаляющему пламени, и низвергнет его с небес. Тогда на полях Валинора грянет Последняя Битва. В тот день Тулкас сразится с Морготом, и по правую руку от него будет Фионвэ, а по левую - Турин Турамбар, сын Хурина, вышедший из чертогов Мандоса; и черный меч Турина принесет Морготу смерть и окончательную гибель; и так будут отомщены дети Хурина и все люди.

После этого Земля будет разрушена и переделана, и Сильмарили будут извлечены из Воздуха, Земли и Моря; ибо Эарендель спустится и отдаст то пламя, что было дано ему на хранение. Тогда Фэанор возьмет Три Самоцвета и вручит их Йаванне Палуриэн; и она разобьет Камни и с помощью их огня вновь зажжет Два Древа, и тогда загорится великий свет. И падут Горы Валинора, так что Свет распространится по всему миру. В том свете Боги вновь станут юными, а эльфы пробудятся, и восстанут все их мертвые, и замысел Илуватара касательно эльфов будет завершен. Но о людях в тот день пророчество Мандоса не говорит и не называет имен людей, кроме одного лишь Турина, а ему будет дано место среди сыновей Валар". (с) "Квэнта Сильмариллион"

Любопытно также, что часть этого предсказание повторяет Финдуилас: "Ибо Аданэдель могуч в повести Мира, в грядущем суждено ему добраться и до самого Моргота" (с).

Однако позже Дж. Р.Р. Толкин приходит к выводу, что не следует говорить что-то определенное о Конце Арды. "Эльфы считали, что Конец Арды будет катастрофой. Они думали, что тогда будет до основания разрушена если не вся система, то, по крайней мере, Имбар. Разумеется, Конец Арды - это совсем не то, что конец Эа. О последнем они не могли сказать ничего, кроме того, что Эа конечна. Примечательно, что у эльфов не было никаких мифов и легенд о конце света. Миф в конце "С" нуменорского происхождения; он явно создан людьми, хотя эти люди были знакомы с эльфийскими преданиями". (с) "История Средиземья", т. Х, "Атрабет Финрод ах Андрет"

В "Поздней Квэнта Сильмариллион" ("История Средиземья", т. Х) появляется утверждение:

"...а изменится ли что-нибудь и придет ли конец Искажению, знают, быть может, лишь Манвэ и Варда; но они никому не открыли того, и не сказано о том в пророчествах Мандоса".

И в примечаниях к "Атрабет Финрод ах Андрет" ("История Средиземья", т. Х) говорится следующее:

"Но, предсказан Конец Арды в Музыке или нет, Эру волен вмешаться и оборвать Историю в любой момент; так что предсказать Конец невозможно" (с)

В той же "Атрабет" сказано о возможном участии Эру в событиях Конца Мира:

"Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, - а может, выдумывают, - что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.

...

Финрод:

Но ведь это нельзя применять к Неизмеримому. Если бы Эру захотел, Он непременно нашел бы путь - не знаю, какой именно. Понимаете, мне кажется, что, если бы Он Сам вошел в Арду, Он все равно остался бы тем, что Он есть - Творцом вне картины. И в то же время, Андрет, если без гордости - не могу я представить, как иначе можно исцелить этот мир. Не позволит же Эру Мелькору подчинить мир своей воле и восторжествовать над всем. Но я не могу представить себе никого сильнее Мелькора - кроме самого Эру. И потому, если Эру не оставит Свое творение Мелькору - а иначе Мелькор непременно станет Властелином Мира - Ему придется Самому войти сюда, чтобы повергнуть его". (с)

Также в поздних текстах ("Атрабет", "Поздняя Квэнта Сильмариллион") появляется концепция "трех Ард": "Арды Неискаженной" (какой она была бы без Диссонанса Мелькора); "Арды Искаженной" (существующей Арды) и "Арды Исцеленной (Возрожденной)" (той Арды, которая будет создана после исцеления Диссонанса Мелькора). "Конец Арды", таким образом, обозначает только конец "Арды Искаженной", но какой будет Арда Исцеленная в точности неизвестно (о видении Финрода см. выше).

Таким образом, утверждение о том, что подробности Конца Арды будут неизвестны, является окончательной точкой зрения Дж. Р.Р.Толкина на этот вопрос.

Итак, можно заметить, что концепция "Конца Арды" претерпела весьма сильные изменения - от ярких картин "первобытной мифологии" (с человекоподобными Валар и человеком Турином, "причисленным к Богам", яркими картинами сражений на "физическом плане") до метафизических рассуждений о Боге-Творце, который вступит в созданный им мир (возможно, в человеческом облике), дабы повергнуть Зло.

Можно также обратить внимание на следующую цитату из "Атрабет Финрод ах Андрет":

"Более того - даже если Мелькор (Моргот, каким он стал ныне) все же будет повержен и изгнан из Арды, Тень его все равно пребудет, и зло, что он породил и рассеял, станет расти и множиться. Так что если есть какое-то исцеление, новый свет, что рассеет тьму, лекарство, что залечит раны прежде, чем все кончится, - оно, думается мне, должно прийти извне". (с)

Здесь мне представляется интересным тот факт, что в некотором смысле Эру здесь "исполняет роль" Сильмарилей, ср. с цитатой из "Квэнта Сильмариллион": "И падут Горы Валинора, так что Свет распространится по всему миру. В том свете Боги вновь станут юными, а эльфы пробудятся, и восстанут все их мертвые, и замысел Илуватара касательно эльфов будет завершен". (с)

Любопытно также отметить, что людям в грядущем отводится какая-то особая роль.

"Однако, давным-давно, в Валиноре валары открыли эльфам, что люди вступят во Второй Хор Айнур..." (с) "Сильмариллион", гл. "О начале дней"

"Люди (Пришедшие Следом, или Вторая раса) пришли вторыми, но предполагалось, что в изначальном замысле Бога им было предназначено, пройдя обучение, принять на себя власть над всей Землей и, в конце концов, стать валар, дабы "обогатить Небеса", Iluve [Вселенную - А.Х.]. Но Зло (воплощенное в Мелеко) соблазнило их, и они пали". (с) "История Средиземья", т. Х, "Атрабет Финрод ах Андрет"

Также можно отметить, что человеку Турину Турамбару в ранних концепциях Конца Арды отводится весьма заметная роль - победителя Мелькора.


Все статьи Статьи по теме «Устройство мира»