О предсказаниях в Арде
5. Предсказатели
Согласно "Сильмариллиону" Валой, специализирующимся на предсказаниях и пророчествах, является Намо Мандос.
"Намо - старший - живет в Мандосе, на западе Валинора. Он - владетель Палат Мертвых и собиратель душ погибших. Он ничего не забывает; и ему известно все, что будет - кроме того, что осталось в воле Илуватара. Он - Глашатай Судеб Валаров; но объявляет свои пророчества и приговоры лишь по велению Манвэ". (с) "Сильмариллион", "Валаквэнта".
Однако в "Преображенных мифах" ("История Средиземья", т. Х) есть любопытная подробность, оказывается, "среди всех Валар Варда обладала сильнейшим даром пророчества и чистейшей памятью Видения и Музыки, в которой она играла малую роль, но вслушивалась внимательнее остальных". Неужели Дж.Р.Р.Толкин собирался "отодвинуть" Мандоса с поста "главного предсказателя"? Или эти слова следует понимать как "среди всех Валар, кроме Мандоса"? Однако за Мандосом столь сильно укрепилась роль "пророка", что заменить его Вардой, не переписывая кардинально всю мифологию, было бы затруднительно, так что я склоняюсь ко второму варианту.
Майяр Мандоса нам неизвестны и неясно, обладали ли они такими же способностями, как их господин. Есть лишь одно место, где об этом говорится - это "Книга Утраченных Сказаний" ("История Средиземья", т. I), там утверждается, что "Мандос и его народ имеют силу пророчества" (с). Именно один из "служителей Вэфантура (Мандоса)" изрек Пророчество Севера. Из "Падения Гондолина" ("История Средиземья", т. II) можно понять, что его звали Амнон, хотя в гл. "Бегство нолдоли" ("История Средиземья", т. I) утверждается, что "Амнос" - это место, где было произнесено пророчество. В более поздних текстах, однако, о майяр Мандоса ничего не говорится.
Другие майяр тоже обладали даром пророчества (известны предсказания Мэлиан и Гэндальфа), однако, во многом это было обусловлено знанием Музыки Айнур и Видения Арды.
Среди эльфов выделить "профессиональных провидцев" сложно. У них прозорливость часто связаны с особым умом или мудростью (например, достаточно много предсказаний изрекают Финрод, Галадриэль, Идриль, Эльронд - все они названы "мудрыми". Несколько предсказаний делает и Фэанор).
У людей особым даром провидения наделены потомки Эльроса (потомки Идрили и Лутиэн, которая, в свою очередь, была дочерью майя Мэлиан). Это Тар-Палантир, Дираэль и Иворвен (родители Гилраэн), Арагорн.
Есть, однако, среди людей и персонаж, который кроме как своими "провидческими способностями" ничем не известен. Это "предсказатель Мальбет", живший во времена Арафанта и Арведуи, последних королей Артедайна. Он предсказал судьбу Арведуи (когда тот только родился) и сделал предсказание о Мертвых и потомке Исильдура (Арагорне).
Известен также арфист-провидец из Бретиля по имени Глирхуин. Он предсказал, что Камень Злосчастных (камень с надписью, под которым похоронены Турин и Морвэн) никогда не будет осквернен Морготом и его не поглотит море. И, действительно, когда затонул Белерианд, этот камень стал верхушкой острова Тол-Морвен.
Однако, неясно были ли эти люди "профессиональными предсказателями" и почему именно они обладали таким даром пророчества, не будучи потомками Мэлиан.
6. Зашифровка предсказаний
Предсказания часто бывают достаточно туманны и запутанны, в них используется своего рода "шифр", для расшифровки которого необходим кто-то умный и искушенный в знании истории Арды. Бывает также, что предсказание использует игру слов. Особенно изящным в этом смысле мне представляется предсказание относительно гибели Короля-Чародея (предсказано Глорфиндэлем во время второй войны с Ангмаром): "Не следуй за ним! Он в эти земли уже не вернется. Его конец еще далек, и падет он не от руки мужа" (с) "Властелин Колец", Приложение А, "Летописи королей и властителей" . Как всем нам хорошо известно, Король-Чародей пал от рук Мерри Брендискока и Эовин, дочери Эомунда. Слово "муж" (или "man" на языке оригинала) имеет два значения: "человек" (раса) и "мужчина" (пол). Эовин, несомненно, была человеком, но не была мужчиной. Мерри, несомненно, был мужчиной, но не являлся человеком (хотя хоббиты и принадлежат ко Вторым Детям Эру, но в более узком смысле людьми все-таки не являются). Так что предсказание исполнилось в точности.
Также довольно туманным является предсказание о Проклятье Исильдура и Сломанном Мече, которое было дано Боромиру и Фарамиру:
"За Мечом, Что Был Сломан,
Мчи в Имладрис чуть свет:
Тот, что мудростью славен,
Даст тебе там совет.Пусть невелик посланник
И неказист на вид -
Исилдурову снова
Он Погибель явит.Мчи через все заслоны -
Моргул, как встарь, силен,
Но, невеличком посрамлен,
Не превозможет он". (с)
Здесь нет ни одного "точного" имени (кроме Моргула и Имладриса, но и то, последнее название принадлежит к гораздо более ранней эпохе и во время действия книги уже не используется). И если о "Мече, Что Был Сломан" Боромир, Фарамир и Денетор еще знают, то "Исильдурова Погибель" и "невелички" являются для них тайной, покрытой мраком. Боромир видит "невеличков" и "Исильдурову Погибель" на Совете Эльронда, Денетор, очевидно, потом узнает о невеличках и Кольце из палантира (что подтверждает его догадки), Фарамир же встречает Фродо и Сэма, а о Кольце узнает, когда Сэм случайно проговаривается.
Прорицание Мальбета об Арагорне и Тропе Мертвых тоже достаточно туманно:
Над равнинами тень простерлась,
Покрывая крылами запад.
Дрогнул камень, могилы предков
Ждут своих судеб. Скорей восстаньте,
Неживые, бесчестье смойте!
Час для тех, кто нарушил клятву,
Собираться к Черному Камню:
Рог трубит над вершиной Эреха .
Кто воззвал вас? Кто кличет тени?
Кто к забытым из тьмы взывает?
Чьей он крови? - Принявших клятву.
Чьих земель он? - Грядет с полночи.
Чем влеком он? - Нуждою бранной.
Он нарушит круги заклятья,
Он осилит Ворота Мертвых. (с)
"Принявший клятву" - Исильдур, "полночь" - "север". Однако без знания истории (Исильдур взял клятву верности у горцев и клялись они на камне Эреха) понять, о ком говорит предсказание, также невозможно. Гимли называет предсказание "загадочным", потому что не знает истории Гондора.
Верхом же туманности является предсказание Ульмо об Эарендиле (Туору на берегу Сириона):
"Ныне осталась одна, последняя надежда, которой они не ждали и не ведали. И надежда эта таится в тебе, ибо ты избран мною...
Но я посылаю тебя не одной доблести ради, но дабы породить на свет надежду, тебе незримую и свет, что пронзит тьму" (с). "Неоконченные Предания", "О Туоре и его приходе в Гондолин"
Не зная последующей истории, совершенно невозможно понять, какие конкретно события имеет в виду Ульмо (хотя и понятен смысл предсказания).
Сон, приснившийся Туору по тому же поводу, тоже загадочен:
"и тогда его тревожили сны, но он запомнил лишь один: Туор видел остров и крутую гору посреди него, и солнце, садящееся за гору, и меркнущее небо; а над горой сияла одинокая ослепительная звезда" (с). "Неоконченные Предания", "О Туоре и его приходе в Гондолин"
Зачем нужно таким образом "зашифровывать" предсказания (кроме очевидного ответа, относящегося к литературоведению - для художественной красоты текста) - неясно. Затем ли, чтобы предсказание понял только тот, кому оно адресовано, в нужное время и нужном месте (если ему нужно им руководствоваться)? (Возможно, именно поэтому зашифровано предсказание о Сломанном Мече и Проклятье Исильдура. Трудно сказать, как бы повели себя Денетор и его сыновья, узнай они сразу, что речь идет об Арагорне и Едином Кольце и привело ли бы это к благу). Затем ли, чтобы понимали только те, кто достиг определенного уровня знаний и мудрости? Затем ли, чтобы тому, о ком идет речь, не удалось "бежать от судьбы"? (Что было бы, пойми Король-Чародей сразу, кто может его убить?) Или, быть может, прорицатель не знает точных имен и названий (например, Мальбет не знает имени Арагорна)? Хотя во многих случаях очевидно, что "шифровка" намеренная, а не происходит из-за неосведомленности прорицателя (трудно предположить, что сочинивший стихи для сыновей Денетора не знал, что речь идет о Едином Кольце).
Все статьи Статьи по теме «Устройство мира»