Пытки и казни Арды Первой и Второй Эпох


1. Моргот и его слуги (Саурон, балроги, орки)

1.1. Моргот

Несомненно, именно Моргот изобрел такую вещь, как пытки, поскольку только в его искаженный разум могла прийти идея о том, что живому существу можно причинять боль для своих собственных целей. Первыми жертвой пыток Моргота стали эльфы, пойманные им и его слугами у озера Куйвиэнэн. С помощью «медленных жестоких пыток и чародейства» Моргот «поработил и исказил» пленных эльфов, и так вывел расу орков — уродливых существ, которые находили радость в разрушении, убийствах и причинении боли. И сам Моргот использовал пытки не только для практических целей (заставить работать на себя, узнать нечто тайное), но и «получал удовольствие от созерцания их (эльфов) мучений» («Серые Анналы»). Подробно о видах пыток не говорится, упоминаются только «огненные бичи балрогов» (этой пытки очень боялись рабы-эльфы) и просто бичи, которыми орудовали орки, подгоняя рабов и пленных. Более подробно говорится о пытке Хурина, у которого Моргот желал узнать, где находится тайный город Гондолин: 

Н«ет, почувствуешь ты страх, когда языки пламени коснутся тебя, 
И свистящие бичи исхлещут и измучают 
Твое белое тело и слабую плоть!» 
Тогда подвесили они беспомощного Хурина бесстрашного 
На цепях, откованных злым чародейством, 
Которые жгли огненной пыткой плоть его, 
Но не произнесли его уста ни слова, 
Не взмолились о пощаде.
Лэ о Детях Хурина

Эти пытки действия не возымели, и тогда Моргот придумал нечто более изощренное. Хурина поместили на вершине горы Тангородрим, приковав чарами к каменному креслу. Из-за чар пленник не мог умереть и мог видеть то, что происходит с его родичами. Моргот проклял род Хурина, и с его женой и детьми происходили разные беды и несчастья, пока сын и дочь Хурина не покончили с собой. Все это Хурин видел, сидя на Тангородриме. В конце концов, после двадцати восьми лет плена, Моргот отпустил Хурина, который из-за проклятия продолжал невольно сеять зло, причинив много вреда эльфам и людям Белерианда.

Задолго до Хурина в руки Моргота попал Маэдрос, старший сын Феанора. Он был захвачен в плен, когда отправился на переговоры с Морготом. Моргот сделал его своим заложником, передав его братьям, что не отпустит Маэдроса, пока они не прекратят с ним войну. Но сыновья Феанора отказались так cделать, поэтому после мучений в подземельях Маэдрос был подвергнут долгой и жестокой казни — его подвесили на зачарованной цепи за правую руку на отвесном склоне Тангородрима. По хронологии из черновых набросков к «Сильмариллиону» пленник провел на скале от семнадцати до двадцати пяти лет. Злосчастного эльфа освободил его друг Фингон, которому для этого пришлось отрубить Маэдросу руку. Так Маэдрос после плена остался калекой.

В плен к Морготу угодил и другой потомок Финвэ, Маэглин. Но он повел себя куда менее стойко, чем Хурин, и "угроза пыток сломила его дух", и он выдал, где находится тайный город Гондолин.

1.2. Саурон

Саурон был главным и самым могущественным слугой Моргота. Эльфы прозвали Саурона «Жестоким» и недаром: от него пострадало немало пленников.

Горлим, человек из отряда Барахира, попал в плен к Саурону. Но даже под жестокими пытками он не выдал местонахождения тайного убежища Барахира. Тогда Саурон прибег к обману, сказав, что если Горлим выдаст тайну, то его отправят к любимой жене Эйлинэль. Горлим раскрыл секрет и Саурон выполнил обещания: Горлима жестоко убили, отправив к Эйлинэль, которая уже давно была мертва.

Король Финрод, еще один из внуков Финвэ, попал вместе с Береном и отрядом из десяти эльфов тоже попал в плен к Саурону. Саурон не знал их имен и целей путешествия и решил выведать это с помощью пыток. В одном из черновиков к «Сильмариллиону» сказано, что пленных пытали. В поэме «Лэ о Лэйтиан», тексте более подробном, чем «Сильмариллион», о казни спутников Финрода и Берена говорится так:

«... в жестокие цепи их заковал 
И страшной смертью им пригрозил, 
Если не найдется среди них предателя, 
Дабы рассказать обо всем. Волки придут 
И медленно сожрут их одного за другим, 
На глазах у товарищей, а последний 
Будет оставлен, пораженный страхом, 
И подвешен в месте ужаса, 
В муке будут выкручены его руки и ноги 
В чреве земли, будет он подвергнут 
Бесконечным жестоким пыткам, 
Пока все не расскажет
».
Лэ о Лэйтиан

Так Саурон и сделал, и к закованным в цепи пленникам приходил волк и пожирал их одного за другим на глазах у остальных. Однако же никто из эльфов ничего не сказал.

Когда в живых остались только Финрод и Берен, Финрод случайно в разговоре выдал их имена Саурону. Саурон, узнав о том, что ему попался сам король Финрод, решил оставить для пыток именно его, потому как «бессмертный эльф сможет выдержать больше пыток, чем человек» («Лэ о Лэйтиан»). Другой причиной сохранения жизни именно Финроду было то, что он был куда более ценным заложником, чем Берен.

Однако планы Саурона потерпели неудачу. Финрод смог порвать цепи и убить волка, который пришел за Береном, хотя и сам умер от смертельных ран, а Берен вскоре был освобожден из темницы своей возлюбленной Лютиэн.

Во Второй Эпохе к Саурону в плен попал Келебримбор, потомок Феанора. Саурон желал узнать у него местонахождение Семи и Трех Колец, чтобы завладеть ими. Не выдержав пыток, Келебримбор указал местонахождение Семи (это один из редких случаев, когда именной «положительный» герой пыток не выдержал — и это второй такой эльф после Маэглина), но где находятся Три Кольца, все же не сказал. Разгневанный Саурон приказал казнить пленника — его расстреляли из луков. Пронзенное стрелами тело привязали к шесту и несли перед войском Саурона, которое наступало на дружины Эльронда.

1.3. Орки и другие слуги Моргота

В битве Нирнаэт Арноэдиад перед войском одного из полководцев Моргота стояла задача выманить эльфов и людей из крепости, спровоцировав преждевременную атаку. Полководец (неясно, был ли он орком, балрогом или, например, одним из слабых майяр) решил сделать это с помощью показательной казни одного из знатных пленников-эльфов. Эльфа Гельмира (в плену его ослепили) вывели под стены крепости и четвертовали (отрубили руки и ноги). В «Сильмариллионе» указано, что напоследок отрубили голову, но в «Детях Хурина» (где тоже прописана эта сцена), отрубание головы исчезает, то есть казнь становится более жестокой (Гельмир жил еще некоторое время и умер от потери крови и болевого шока). 

В поэме "Лэ о Детях Хурина" упоминается, что у короля эльфов Ородрета был сын Халдир. Он попал в плен к оркам, которые его повесили. 

В плен к оркам попал и человек Турин (после того, как весь его отряд перебили). По дороге орки подгоняли его и других пленных бичами, а на привале устроили для себя развлечение: привязали Турина к дереву и метали в дерево ножи, пугая пленника.

Когда халадины напали на орков, гонящих пленниц из Нарготронда в Ангбанд, орки перебили всех женщин. Финдуилас, дочь Ородрета, они пригвоздили к дереву копьем.

По всему вышесказанному можно сделать вывод, что Моргот и его слуги не чурались любых физических методов, чтобы достичь своих целей, кроме того, часто практиковали пытки как развлечение. Казни у них были разнообразные, жестокие, кровавые и зрелищные, после казни над трупом могли надругаться. Естественно, такое отношение к пленным не могло не повлиять на то, что Моргота считали врагом, с которым надо биться до последней капли крови. Следует также отметить, что многие герои выдерживали и пытки, и угрозы жуткой расправы. 


Все статьи Статьи по теме «Устройство мира»