Cмерть, погребальные обряды, могилы и загробное существование народов Арды

Автор: Юлия Понедельник
Дата публикации: 12.07.2008

Люди

Людям был присущ Дар Эру – так называли смерть. Но это была смерть не насильственная и не от болезни, несчастного случая или горя – такая смерть всегда считалась последствием Искажения Арды. Даром же Эру была добровольный уход из жизни по собственной воле, когда человек чувствовал, что срок его пребывания на Арде подошел к концу. Люди не были привязаны к Арде, как эльфы. В «Атрабет Финрод ах Андрет» Финрод на основании слов Андрет приходит к выводу, что согласно Замыслу Эру люди должны были уходить из Арды во плоти (аналог Успения Девы Марии). Однако в самом начале своей истории люди пали, соблазненные Морготом и утратили эту способность (под падением понимается добровольная служба Морготу). После этого люди могли покидать Арду только в качестве фэар, оставляя плоть на земле.

«умереть так, как было предназначено непадшим созданиям: ушедшие переходили в новое состояние, позволяющее достичь большей мудрости и душевного покоя, исцелиться от всех душевных и телесных ран и, наконец, отдать свою душу: [я знаю, как это звучит, но что делать, если тут так написано!] умереть добровольно, и даже желая этого, умереть в "эстэль"».

Атрабет Финрод ах Андрет

Так умирали первые благие поколения нуменорцев до Падения Тени, так умерли Арагорн и Арвен. Так умерли Бильбо и Фродо на Тол Эрессеа. Я так полагаю, что это было похоже на засыпание. Недаром говорится, что Арвен уснула на вершине Керин Амрота.

Но Моргот исказил этот Дар, внушив людям страх перед смертью. И падшие люди стали бояться смерти и пытаться всячески отдалить ее. Уже никто не помышлял о «добровольной смерти», даже одряхлев и выжив из ума люди цеплялись за жизнь и готовы были практически на все, чтобы стать бессмертными. Поздние нуменорцы пытались найти средство, чтобы стать бессмертными или хотя бы продлить жизнь. Именно на этот крючок бессмертия Саурон поймал тех людей, что стали Призраками Колец, назгулами. Именно мечтой о бессмертии Саурон соблазнил Ар-Фаразона и побудил его напасть на Валинор, обманом убедив его, что эта земля сама по себе дарует бессмертие (что было неправдой).

Сами же люди тоже считали, что изначально они были бессмертны, и только потом Мелькор исказил их, сделав смертными. Но скорее всего, это была ошибка, ибо Мелькору не под силу так исказить Детей Эру.

Причины смерти

К причинам смерти характерным для эльфов (оружие, несчастные случаи, яды) прибавляются еще болезни и смерть от старости (смерть от старости была подобием использования Дара Эру). Люди исцелялись хуже эльфов. Смерть «от горя» тоже была им присуща (так умерли от тоски по погибшим мужьям Риан, Глорвэндиль, Теодвин), хотя, вероятно, менее, чем эльфам. От «принуждения к браку» люди не умирали (если не кончали жизнь самоубийством). Самоубийства среди людей тоже осуждались, хотя подобных случаев было больше, чем у эльфов. Самоубийцами были Аэрин, Ниэнор, Турин, вероятно, Хурин, Денетор.

Погребальные обряды и могилы

Здесь речь пойдет только об эдайн, ибо о других народах нам ничего не известно.

Погребальные обряды и способы захоронения людей Первой Эпохи были аналогичны эльфийским. Так же люди оплакивали умерших, хороня их в курганах или обычных могилах с надгробным камнем. Часто в могилы клали оружие погибших (это касается мужчин). Орков и чудовищ (например, дракона Глаурунга или крылатую тварь Короля-Чародея) обычно сжигали. В «Хоббите» говорится о том, что Беорн насадил головы орков и варгов на колья и поставил их недалеко от своего дома.

Могилы Первой Эпохи
  1. Тур Харета или Хауд-эн-Арвен (Курган Владычицы) в лесу Бретиль – могила Халет, владычицы халадинов. Курган.
  2. Берен похоронил Барахира, Барагунда, Белегунда и их товарищей у озера Тар Аэлуин. Над могилой отца он возвел небольшую пирамиду из камней.
  3. Могила Турина и Морвен. Возведена халадинами и эльфами Маблунга на берегу Тэйглина у Кабед Наэрамарт. Курган. Турина похоронили вместе с обломками его меча Гуртанга. На могиле был поставлен камень с надписью «Турин Турамбар, Погибель Глаурунга», а ниже «Ниэнор Ниниэль». Но Ниэнор там не было, ибо она бросилась в Тэйглин и тела ее не нашли. Здесь же Хурин похоронил Морвен и добавил надпись «Здесь лежит также Морвен Эледвен». Эта могила не утонула, при затоплении Белерианда и далеко в море на западе от Средиземья лежит небольшой одинокий остров под названием Тол Морвен.
  4. Хуор был погребен с другими убитыми в кургане Хауд-эн-Ндэнгин.
Могилы Второй Эпохи
  • Нуменорцы воздвигали для своих мертвых каменные гробницы. После того, как на Нуменор пала тень, эти гробницы становились все пышнее и больше, и превосходили размерами дома живых. Мертвых обычно бальзамировали, и они оставались нетленными.
  • Мертвых королей и королев Нуменора хоронили у подножия Менельтармы. Погребения были очень богатыми, написано, что мертвецы лежали «на золотых ложах».
  • Ар-Фаразон и его воины, напавшие на Валинор, лежат погребенные обвалившимися горами на побережье Амана, в Пещерах Забытых. Говорится, что они будут там лежать до Конца Арды.
Могилы Третьей Эпохи
Арнор и Гондор
  1. На холме Амон Анвар, на юге Гондора у гор Эред-Нимрайс, был похоронен Элендиль, первый король Арнора и Гондора. На вершину холма вела каменная лестница. На вершине был небольшой холмик, заросший алфирином, а на нем лежал черный камень. На камне были выбиты три знака имени Элендиля: ламбе, андо, ламбе (Л-НД-Л). Гора эта считалась святыней и никто не дерзал подниматься туда кроме наследников Элендиля, наместников Гондора и тех, кого они приглашали с собой. На этой могиле была дана клятва в вечной дружбе и союзничестве между Гондором и Роханом, ее произнесли Кирион, наместник Гондора и Эорл, король Рохана.
  2. Тело Исильдура не было найдено дунэдайн. Однако есть предположения, что его останки нашел Саруман (во всяком случае, он нашел футляр от Кольца и Элендильмир Исильдура), и, возможно, сжег его в своей печи, что считается позорным деянием.
  3. Усыпальницы королей и наместников в Минас-Тирите. Они располагались под склоном Миндоллуина, на улице Рат-Динэн (Улица Тишины). Усыпальницы королей были отделены от усыпальниц наместников. Крыши у них были в виде куполов. Короли и наместники были похоронены внутри зданий-усыпальниц в мраморных гробницах, на крышке каждой лежала каменная фигура похороненного там, со сложенными руками. Денетор хотел сжечь Фарамира и сгорел сам, но непохоже, чтобы подобные погребальные обряды практиковались в Гондоре. Скорее, это были обряды неких древних народов людей Средиземья. В Усыпальнице Королей был похоронен и Арагорн. Там же, среди великих людей Гондора, покоились и Перегрин Тук и Мериадок Брендискок, которые провели остаток жизни и умерли в Гондоре.
  4. Похороны Боромира. У Арагорна, Гимли и Леголаса не было времени и подходящих камней, чтобы похоронить Боромира под пирамидой из камней. Поэтому они решили положить его в лодку и отправить вниз по течению Андуина, дабы «никакая злая тварь не осквернила тела». (Кстати, интересно отметить, что по некоторым данным подобным же образом хоронили своих умерших нуменорцы). Вместе с ним были положены его оружие, рог, и оружие поверженных им врагов. В честь Боромира Арагорн и Леголас поют песню.
  5. Упокоища. Это были могильные курганы, в которых покоились знатные воины и владыки Артедайна, Кардолана и Рудаура из дунэдайн. В этих курганах лежали оружие и сокровища, похороненные вместе с владыками. Но возведены они были еще в Первую Эпоху народами, родственными эдайн.
Рохан

Рохиррим хоронили своих умерших в курганах. Курганы, в которых покоились их короли, располагались вдоль дороги, ведущей в Эдорас, недалеко от города. На них росли цветы симбельминэ. Рохиррим с большим уважением относились не только к людям, но и к лошадям и тоже хоронили их рядом с хозяевами, если те погибали или умирали вместе (естественно, речь не идет о жертвоприношениях на могилах!). Например, Фелароф, конь Эорла, похоронен рядом со своим хозяином. После боя с отрядом орков недалеко от Фангорна, рохиррим тоже похоронили своих павших в кургане, поверх которого были воткнуты копья погибших, а рядом похоронили убитых лошадей.

Загробное существование

После смерти душа человека отделялась от тела и направлялась в Чертоги Мандоса, но место их ожидания отличалась от места ожидания эльфов, так что, по идее, фэар людей и эльфов после смерти не встречались. В отличие от эльфов, фэа человека не могла отказаться последовать Зову Мандоса (кроме исключительных случаев, которые будут рассмотрены ниже). Что случалось потом с фэар людей – не знает никто, кроме Мандоса и Манвэ, известно только, что они уходили за Пределы Мира. Предполагается, что души людей уходили прямо к Эру, но что там с ними происходило – неизвестно.

Люди не воскресали от смерти, как эльфы. Единственное исключение – это Берен, но это было сделано лишь по просьбе Лутиэн и с разрешения Эру Илуватара. Но даже от Берена неизвестно ничего о людских Чертогах Мандоса.

Призраков иногда можно было увидеть. Арагорн и Серый Отряд видели Мертвых из Дунхарроу, а Берену во сне явился призрак убитого Горлима.

Нам известны два случая, когда люди не следовали призыву Мандоса.

  1. Мертвые из Дунхарроу. Это были люди из горских племен, которые дали клятву выступить на помощь Исильдуру против Саурона и не сдержали ее. Постепенно весь их народ выродился и вымер, живя в бесплодных горах. Но духи их остались обитать там. Надо полагать, что именно несдержанная клятва держала их в Средиземье, мешая уйти в Чертоги Мандоса. Как только они выполняют ее, помогая Арагорну, наследнику Исильдура, они уходят.
  2. Назгулы, Призраки Кольца. Их удержала в Средиземье воля Саурона и сила Девяти Колец Власти и Единого Кольца. Хотя их и нельзя назвать полностью «мертвыми» - ведь плащи могли окутывать их, придавая форму, они могли пользоваться оружием и другими материальными предметами – таким образом, они отличаются от обычных фэар умерших людей. С другой стороны, конечно же, они не были и «живыми», например, их нельзя было убить обычным оружием и увидеть обычным зрением. Думаю, что процесс их постепенного развоплощения был сродни истаиванию эльфов. Неясно, что произошло с ними после их окончательной гибели – на поле Пеленнор (Король-Чародей) и в огне извергающегося Ородруина (восемь остальных назгулов). Я полагаю, что они освободились от своей «нежизни-несмерти» (поскольку было уничтожено Единое Кольцо) и в качестве уже настоящих фэар умерших ушли-таки в Чертоги Мандоса.

Все статьи Статьи по теме «Устройство мира»