О предсказаниях в Арде
2. Типология предсказаний
2.1. Типы по отношению к "истинному прозрению"
Все предсказания в текстах об Арде можно разделить на три типа:
- 1) Предсказания, основанные на логике и знании, или, если можно так выразиться "экспертное прогнозирование". Практикуется "мудрыми" представителями любой расы. Часто дает достаточно точные результаты, но поскольку не может учесть "непредвиденного", то не всегда срабатывает.
- 2) Предсказания, основанные на знании Музыки Айнур и Видения. Являются более точными, чем предыдущие, но тоже не учитывают "непредвиденного". Практикуются только Айнур и могут "снизойти" на представителей других рас, наяву или во сне.
- Предсказания, исходящие непосредственно от Эру. Могут "снизойти" на представителя любой расы.
О различии между этими тремя типами предсказаний говорится в "Осанвэ-кента":
"Я отвечу, что это не так. Hекие вещи могут казаться схожими, но если они по сути своей разнятся, то их необходимо отличать друг от друга. Прозрение, сиречь предвидение, и предсказывание, сиречь мнение, основанное на суждениях относительно очевидного и наличного, могут предвосхищать одно и тоже, но они полностью различны по подходу, и учителя мудрости должны отличать одно от другого, пусть даже обыденный язык Эльфов и Людей дает им одно и тоже наименование в качестве подразделов мудрости....
Здесь Пэнголод развивает (хотя это и не обязательно для его доказательств) тему "прозрения". Hикакой разум, как утверждает Пэнголод, не знает того, что не в нем. Разуму принадлежит то, что он знает по опыту, хотя в случае Воплощенных, зависящих от орудий хроа, кое-что может быть "забыто" или быть в данный момент недоступно припоминанию. Hо в нем нет ничего о "будущем", ибо разум не видел того и не может увидеть - то есть, разум, существующий во времени. Такой разум может узнать о будущем только от другого разума, который видел будущее. Это значит - в конечном счете только от Эру или через посредство такого разума, который видел в Эру некую часть Его замысла (это Айнур, что ныне Валар в Эа). Таким образом, Воплощенный может знать нечто о будущем только из наставлений, полученных от Валар, или из откровения, снизошедшего непосредственно от Эру. Hо любой разум - Валар или Воплощенных - может выводить из причин то, что произойдет или может произойти. Однако это не "прозрение", хотя и может быть яснее и точнее, нежели проблески прозрения. Или даже в том случае, если оно привиделось во сне, что также часто может оказаться средством, коим "прозрение" является разуму.
...
Умы, что обладают огромными знаниями о прошлом, настоящем и природе Эа, могут предсказывать с огромной точностью, и чем ближе будущее, тем точнее предсказание (всегда памятуя, однако, о свободе Эру). Посему много из того, что небрежная речь именует "прозрением", - не более, чем догадка мудрого. И даже оно получено - как предупреждение или наставление - от Валар, оно все равно может быть догадкой, как, впрочем, и "прозрением", полученным из вторых рук" (с).
Точно так же говорится об отличии между этими тремя типами предсказаний в "Поздней Квэнта Сильмариллион" гл. "Законы и обычаи эльдар" (примечание к предсказанию Мандоса об Эарендиле):
"Имеется в виду провидение, не основанное ни на очевидных причинах, ни на (для Валар) знании Великой Темы" (с).
Второй и третий тип предсказаний я буду называть "истинным прозрением" и речь в дальнейшем будет идти только о них, поскольку первый тип не представляет собой чего-то особенного (и вполне доступен любому достаточно умному существу). Второй же тип походит на то, как если бы мы, посмотрев фильм или прочитав книгу и вдруг оказавшись "внутри повествования", удивляли бы героев своими "провидческими способностями" (хотя автор (Эру) и может внести туда исправления и дополнения).
Четко различить второй и третий тип предсказаний, если речь идет об Айнур (и если нет указания в тексте, как в случае с Эарендилем), весьма затруднительно. На мой взгляд, все предсказания Мэлиан (о Сильмарилях, о Берене, Тинголе и Лутиэн, о Турине) и Ульмо (о падении Гондолина) все же относятся ко второму типу (знанию Великой Темы). Но предвидение Моргота относительно Тургона ("тень падала на сердце Моргота, предостерегая, что в некие, пока еще сокрытые времена Тургон станет причиной его падения" (с), "Сильмариллион", гл. "О пятой битве: Нирнаэт Арноэдиад"), по моему мнению, явно относится к типу третьему, поскольку прибытия Эарендиля в Валинор, очевидно, не было в Видении (оно определенно относится автором к "истинному прозрению", исходящему от Эру). Ни один разум, даже разум "сильнейшего из жителей Эа" - Мелькора- не может закрыть себя от Эру. "Hи один разум, однако, не может закрыться от Эру: ни от его взгляда, ни от его послания. Последнее разум может не принять во внимание, но не может сказать, что не знал о нем" (с) "Осанвэ-Кента". То же можно сказать и о некоторых предвидениях Гэндальфа (например, его предвидение того, что обязательно необходимо взять Бильбо в поход к Эребору - от этого будет зависеть успех его предприятия и что-то еще, очень важное) - мне кажется, это предвидение относится к "предвидению от Эру". Что же до представителей иных рас, то им предсказания могут приходить как от Эру, так и от Валар, хотя нигде не указано, как их можно различить. От Ульмо исходят "тревожные сны", что снятся Тургону и Финроду на берегу Сириона - в них предсказываются "дни лиха", в которых Моргот "сокрушит северные воинства". Неясно, от кого исходит предсказание о Сломанном Мече и Проклятии Исильдура (сон, приснившийся Боромиру и Фарамиру) - от Валар или от самого Эру (лично я склоняюсь к версии Валар). Данные случаи, однако, походят скорее не на "истинное прозрение", а просто на передачу мысли на расстоянии (само же предсказание является знанием Валар Великой Темы, то есть относится ко второму типу).
2.2. Условные и безусловные
Существуют также два типа "истинных прозрений": условные и безусловные. К безусловным относится большая часть предсказаний: "Его (Короля-Чародея) конец еще далек, и падет он не от руки мужа" (с) "Властелин Колец", Приложение А, "Летописи королей и властителей"; "Клятва станет вести их (Фэанора и его сыновей) - и предавать, и вырвет у них то самое сокровище, добыть которое они поклялись. Все начатое ими в добре завершится лихом; и произойдет то от предательства брата братом и от боязни предательства" (с) "Сильмариллион", гл. "Об исходе нолдор"; "- Дам и я (Финрод) обет, и должен быть свободен, чтобы исполнить его и уйти во тьму. А от моих владений не останется ничего, что мог бы наследовать сын" (с) "Сильмариллион", гл. "О нолдор в Белерианде" и т.д. и т.п. То есть предсказывается некое событие, которое обязательно произойдет независимо ни от чего. Однако есть и более хитрый тип предсказаний, который зависит от некоего условия:
-
Ульмо Тургону о Гондолине:
"А потому, - сказал он, - может случиться, что проклятие нолдор отыщет тебя до срока, и измена родится в стенах твоих. Тогда им будет грозить огонь. Но, если опасность эта станет воистину близка - придет из Нэвраста некто и упредит тебя, и через него над гибелью и пламенем родится надежда людей и эльфов. Посему оставь в этом доме меч и доспех, дабы в грядущие дни он мог найти их; по ним ты узнаешь его и не обманешься"
Из предсказания очевидно, что гибели жителей Гондолина (но не самого города) можно избежать - если Тургон будет слушать посланника Ульмо. Как известно, он его не послушал, и потому большая часть гондолиндрим погибла (хотя предсказание о "надежде эльфов и людей" исполнилось).
-
Куруфин - Эолу:
"И вот еще какой совет добавлю я: возвращайся в свое жилище во тьме Нан-Эльмота, ибо сердце упреждает меня, что если отправишься ты вдогон за теми, кто более не любит тебя, никогда тебе туда не вернуться"
Если бы Эол послушал совета и не отправился за Арэдэлью и Маэглином - то не погиб бы.
-
Мэлиан - Тинголу:
"- Ты поступил хитроумно, о король! Но если глаза мои не потеряли еще способности видеть дальше прочих, исполнит ли Берен свое дело или нет, это равно принесет тебе несчастье. Либо ты, либо твоя дочь обречены - тобой же"
Очевидно, что кроме известных нам событий (Берен принес Сильмариль в Дориат, Тингол погиб, убитый гномами из-за их вожделения к Сильмарилю), могло бы произойти следующее: Берен погибает, не добыв Сильмариля, Лутиэн умирает от горя.
-
Эльронд - Митрандиру:
"Предчувствую я, что Единое Кольцо все же сыщется, и вновь разгорится война, и в этой войне придет конец Эпохи. Воистину, отойдет она во тьме, если только некий странный случай, недоступный взору моему, не спасет нас."
"Много странного случается в мире, - отвечал Ми-трандир, - и бывает, что, когда Мудрые оказываются бессильны, помощь приходит от слабых."
То есть, если бы не помощь хоббитов и не Голлум - война с Сауроном была бы проиграна.
-
Арагорн - Гэндальфу:
"И я говорю тебе: если ты переступишь порог Мории - берегись!"
Гэндальф остался бы жив, если бы не пошел в Морию.
-
"Галадриэль открыла мне, что Боромиру грозит страшная опасность. Значит, он все-таки избежал ее!"
Очевидно, имеется в виду, что если бы Боромир получил Единое Кольцо, то вероятно, превратился бы в слугу Саурона, еще одного Кольцепризрака.
-
Галадриэль - Леголасу:
"Рожденный в Зеленом Лесу Леголас!
Ты жил беспечально, но бойся хоть раз
Крик чайки услышать над пеной морской -
Навеки забудешь дорогу домой."
Если бы Леголас не услышал крик чайки - то в нем не пробудилась бы тяга к Морю и он не уплыл бы в Валинор.
-
Прорицатель Малбет - отцу Арведуи:
"Ты дашь ему имя Арведуи, ибо он будет последним Королем Артедаина. Правда, настанет еще время, когда дунаданам будет предложен выбор, и если они выберут путь, который, по видимости, будет обещать меньше надежды, - тогда сын твой поменяет имя и станет королем великой страны. Если же выбор будет иным, многая печаль постигнет ваши селения и много сменится поколений, прежде чем дунаданы вновь станут сильными и воссоединятся".
-
Иворвен -Дираэлю (о браке Гилраэн и Араторна, родителей Арагорна):
" -Тем паче надлежит нам поторопиться! Дни становятся темнее, скоро грянет буря, и нас ждут великие перемены. Если эти двое обручатся сейчас, дунаданам блеснет луч надежды, но если они замедлят - в эту эпоху с надеждой придется распроститься"
-
О Турине:
"Тогда Турин, терзаясь тоской и сомнениями, отрекся от Финдуилас вопреки своему сердцу и вопреки последним словам Флиндинга (а ежели бы повиновался им Турин, в итоге не настиг бы его рок)".
Очевидно, если бы Турин спас Финдуилас - то он женился бы на ней, а не на Ниэнор, и самого худшего бы не случилось.
-
Самое интересное в этом смысле предсказание - с тремя, а не с двумя исходами - раннее предсказание Ульмо о Гондолине:
"И вложил в уста гонца нужные слова для Тургона, веля королю готовиться к битве с Морготом, пока еще не все потеряно, и обещая, что Ульмо тронет сердца Валар и убедит выслать ему помощь. То будет битва смертельная и ужасная, и однако же если Тургон дерзнет дать бой, сломлена будет мощь Моргота и слуги его сгинут и никогда уж не потревожат мир. Но ежели Тургон не пожелает выйти на эту войну, тогда должно ему будет покинуть Гондолин и увести народ свой вниз по Сириону, прежде чем Моргот сумеет ему воспрепятствовать, а в Устье Сириона Ульмо приветит короля и поможет выстроить могучий флот, на котором номы поплывут назад в Валинор, однако тогда горестная участь ждет Внешние Земли. Туору же, ежели внемлет Тургон словам Ульмо, предстояло отправиться в путь, когда король двинется на войну и войти с воинством в Хитлум, и вновь привести тамошних людей к союзу с эльфами, ибо "без людей эльфам вовеки не одолеть орков и балрогов"".
То есть существует три варианта исхода: наилучший (Тургон выходит и дает бой Морготу - Моргот побежден и орки навеки исчезают); более плохой (Тургон и его подданные уходят и спасаются, Моргот побежден, но орки не исчезают и продолжают свою разрушительную деятельность); наихудший (Тургон и его подданные не уходят и по большей части погибают, Моргот побежден, но орки не исчезают и продолжают свою разрушительную деятельность). Однако это предсказание в более поздних текстах было сокращено до двух последних исходов и речь о выходе на битву Тургона и полном исчезновении орков уже не идет. Как нам известно, осуществился третий и наихудший вариант.
Есть еще многие предсказания, в которых поставлено скорее не условие, а срок исполнения, например: "Так в надлежащее время, в Имладрисе, Нарсиль был передан Валандилю, наследнику Исильдура; но клинок был сломан, свет его затмился, и меч не был перекован. И Владыка Эльронд предсказал, что этого не произойдет, пока не отыщется Кольцо Власти и не вернется Саурон; но и люди, и эльфы надеялись, что этого не случится" (с), "Сильмариллион", "О Кольцах Власти и Третьей Эпохе" или "говорят, что так и томятся они (Ар-Фаразон и его воины) в заточении в Пещерах Забвения, пока не грянет Последняя Битва и День Рока". (с), "Сильмариллион", "Акаллабэт".
2.3. Сбывшиеся и несбывшиеся
Поскольку я здесь говорю только об "истинных" прозрениях, то в термин "несбывшиеся" я вкладываю несколько иной смысл - предсказания, отнесенные в "будущее текста". Известная нам история Арды охватывают время от ее сотворения до 120 года Четвертой Эпохи. Подавляющее большинство предсказаний исполнилось в это время (и я не буду их перечислять), но есть несколько предвидений, отнесенных в будущее. К ним относятся:
1. "Они (гномы) верят, что Ауле Создатель, которого они зовут Махал, заботится о них и собирает в Мандосе, в отдельном чертоге; и что в древности он открыл их Праотцам, что пред Концом Мира Илуватар благословит гномов и даст им место среди Детей. Тогда делом их будет служить Ауле и помогать ему в восстановлении Арды после Последней Битвы". (с) "Сильмариллион", гл. "Об Ауле и Йаванне"
Не очень, правда, ясно, является ли это предсказание "истинным" - автор не дает никаких намеков по этому поводу.
2. "Мандос предрек, что судьбы Арды, земли, моря и воздуха заключены в них (Сильмарилях)". (с) "Сильмариллион", гл. "О Сильмарилях и непокое нолдор".
Очень туманное предсказание - совершенно неясно каким образом "судьба мира" связана с Сильмарилями. Правда, некоторый свет на этот вопрос проливает следующее предсказание о Конце Арды:
3. "Такое пророчество произнес Мандос, когда Боги сидели на совете в Валиноре, и весть о его словах обошла всех эльфов Запада. Когда мир будет стар, а Силы утомятся, тогда Моргот, увидев спящую стражу, вернется через Врата Ночи из Безвременной Пустоты; и уничтожит он Солнце и Луну. Но к нему спустится Эарендель, подобный белому опаляющему пламени, и низвергнет его с небес. Тогда на полях Валинора грянет Последняя Битва. В тот день Тулкас сразится с Морготом, и по правую руку от него будет Фионвэ, а по левую - Турин Турамбар, сын Хурина, вышедший из чертогов Мандоса; и черный меч Турина принесет Морготу смерть и окончательную гибель; и так будут отомщены дети Хурина и все люди.
После этого Земля будет разрушена и переделана, и Сильмарили будут извлечены из Воздуха, Земли и Моря; ибо Эарендель спустится и отдаст то пламя, что было дано ему на хранение. Тогда Фэанор возьмет Три Самоцвета и вручит их Йаванне Палуриэн; и она разобьет Камни и с помощью их огня вновь зажжет Два Древа, и тогда загорится великий свет. И падут Горы Валинора, так что Свет распространится по всему миру. В том свете Боги вновь станут юными, а эльфы пробудятся, и восстанут все их мертвые, и замысел Илуватара касательно эльфов будет завершен. Но о людях в тот день пророчество Мандоса не говорит и не называет имен людей, кроме одного лишь Турина, а ему будет дано место среди сыновей Валар". (с) "История Средиземья", т. V, "Квэнта Сильмариллион"
Однако, Дж.Р.Р.Толкин в поздних текстах отказался от этого предсказания и в "Поздней Квэнта Сильмариллион" сказано следующее:
"...а изменится ли что-нибудь и придет ли конец Искажению, знают, быть может, лишь Манвэ и Варда; но они никому не открыли того, и не сказано о том в пророчествах Мандоса". (с) "Сильмариллион", гл. "О плавании Эарендиля и Войне Гнева"
И в примечаниях к "Атрабет Финрод ах Андрет" ("История Средиземья", т. Х) говорится следующее:
"Но, предсказан Конец Арды в Музыке или нет, Эру волен вмешаться и оборвать Историю в любой момент; так что предсказать Конец невозможно" (с).
Таким образом, предсказание о "судьбе мира", заключенной в Сильмарилях, "повисает в воздухе", и нам остается только гадать, что имел в виду Намо Мандос (и Дж.Р.Р.Толкин).
4. С Сильмарилями связано еще одно "несбывшееся" предсказание:
"...однако радость их (ваниар) была неполной, ибо они вернулись без Сильмарилей, отнятых у Моргота; и знали они, что нельзя эти камни ни отыскать, ни собрать вместе, пока мир не будет разрушен и пересоздан вновь". (с) "Сильмариллион", гл. "О плавании Эарендиля и Войне Гнева"
Это предсказание также очень хорошо ложится на предыдущее, но нигде не указано точно, каким же образом будут извлечены Сильмарили из моря и из глубин земли.
5. "...верим, что еще повстречаем их (жен энтов), и тогда, быть может, нам (энтам и женам энтов) удастся разыскать страну, где мы сможем жить вместе, не тоскуя по другим краям, страну, где будет хорошо и нам, и им. Есть древнее пророчество, где говорится, что энты встретят своих жен только тогда, когда и мы, и они утратим все, что имели..." (с) "Властелин Колец", кн. 3, гл. "Древобород"
6. "И вдруг мне (Финроду) явилось видение Арды Возрожденной: вечное настоящее, где могли бы жить эльдар, совершенные, но не завершенные, жить и бродить по земле, рука об руку с Детьми Людей, своими избавителями, и петь им такие песни, от которых звенели бы зеленые долы, и вечные горные вершины пели, словно струны арфы, даже в том Блаженстве, превысшем всех блаженств". (с) "История Средиземья", т. Х, "Атрабет Финрод ах Андрет"
Финрод также говорит Андрет:
"Но вы (люди) рождены не для Арды. И там, куда вы уйдете, вы, быть может, обретете свет. Жди нас там, моего брата - и меня." (с) "История Средиземья", т. Х, "Атрабет Финрод ах Андрет"
2.4. Счастливые и несчастливые
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы сделать вывод: несчастливых предсказаний (в основном, видений гибели - своей или чужой) насчитывается намного больше, чем счастливых. Этот факт констатирует Финрод в "Атрабет Финрод ах Андрет" ("История Средиземья", т. Х): "Эльдар дано провидеть многое в ближайшем будущем, хотя провиденье это редко бывает в радость" (с). Вероятно, здесь дело в том, что роль предсказания заключается в предостережении (а плохого варианта "условного" предсказания можно избежать) и поэтому есть смысл "ниспосылать свыше" предсказания о несчастье, а не о счастье. Хотя, безусловно, для того, чтобы жители Арды совсем не впадали в отчаяние, Эру и Валар "ниспосылают" им и счастливые видения и предсказания о надежде (предсказание Мандоса об Эарендиле, предсказание Финрода об Арде Возрожденной и т.д.). Но тем не менее, "безусловно несчастливых" предсказаний насчитывается больше, чем "безусловно счастливых" (в "условных" предсказаниях обычно даются два варианта: плохой и хороший, поэтому однозначно их определить невозможно, пока они не исполнятся).
2.5. О себе и других
Очень часто предсказатель видит свое будущее или будущее членов своей семьи. Часто он предсказывает свою гибель или гибель друзей, родичей или любимых.
1. Собственная судьба.
Скорую собственную смерть провидят: Финрод, Теоден, Хуор, Гилраэн. Турин предвидит, что он будет жить на Амон-Руд. Мириэль провидит, что ей суждено родить только одного сына.
2. Судьба родичей и возлюбленных (супругов).
Финрод предвидит смерть своего брата Аэгнора, Мэлиан - гибель своего супруга Тингола или дочери Лутиэн, Тургон - несчастливую судьбу своей сестры Арэдэли, Эол предвидит гибель путем "падения с высоты" своего сына Маэглина, Идриль провидит, что от ее двоюродного брата Маэглина Гондолину грозит несчастье, Хурин и Морвен провидят, что два места грозят несчастьем их сыну Турину - Дориат (Хурин) и Бретиль (Морвен), Турин провидит, что ни ему, ни его сестре-жене Ниниэли (Ниэнор) не грозит гибель ни от дракона, ни от другого врага с Севера, Тар-Палантир предвидит связь судьбы своих потомков с Белым Древом (когда погибнет Белое Древо - погибнет и королевский род), Риан провидит великую судьбу своего сына Туора, Хуор предвидит, что его потомок станет "надеждой эльфов и людей", Дираэль и Иворвен (родители Гилраэн), предвидят, что от ее брака родится "надежда дунэдайн", Финдуилас предвидит, что Турин поразит Моргота.
Пророческие имена
Также у эльфов матери часто провидят судьбу своих детей, с чем связаны "пророческие" материнские имена некоторых эльфов.
"Матери часто давали детям особые имена по собственному выбору. Самыми примечательными из них были "имена прозрения", эсси теркенье, или "провидения", апакенье. В час рождения, или другой подходящий момент, мать могла дать имя своему ребенку, отметив главную черту его характера, открывшуюся ей, или провидение его особой судьбы" (с). "История Средиземья", т. Х ,"Поздняя Квэнта Сильмариллион", "Законы и обычаи эльдар".
Такими "пророческими" материнскими именами считались:
1. "Аракано" ("высокий владыка") - материнское имя Финголфина. Несмотря на то, что он был вторым сыном Финвэ, Финголфин стал верховным королем нолдор.
2."Умбарто" ("обреченный") - материнское имя Амрода. Оно относится к легенде (не попавшей в опубликованный "Сильмариллион") о том, что Фэанор случайно сжег его вместе с кораблями в Лосгаре, в этой же легенде Нэрданэль провидит, что "По меньшей мере, один из них (сыновей Фэанора и Нэрданэли) никогда не ступит на землю Средиземья" (с). "История Средиземья", т. ХII, "Шибболет Фэанора". Здесь Амрод - младший из близнецов.
3. Отчасти, таким же "пророческим" именем было имя "Айканаро" ("ярое пламя") - материнское имя Аэгнора. "...он был прославлен как один из доблестнейших воинов и внушал оркам великий страх: в ярости битвы глаза его полыхали огнем, хотя в иных случаях он являл великодушный и благородный нрав. Но и в ранней юности в нем могли заметить ярый огонь; ибо волосы его были весьма приметны: золотые, как у братьев и сестры, но густые и жесткие, обрамляющие голову подобно языкам пламени" (с). "История Средиземья", т. ХII, "Шибболет Фэанора" Кроме того, Аэгнор погиб в Битве Внезапного Пламени (возможно, именно сгорел).
4. "Эарендиль" ("любящий море") - отцовское имя и "Ардамирэ" ("драгоценность мира") - материнское имя Эарендиля. В данном случае, оба имени "пророческие": Эарендиль полюбил море, а "драгоценность мира", очевидно, намекает на доставшийся ему Сильмариль.
5. Возможно, пророческим является имя "Турукано" (Тургон), что означает "могучий вождь" - ведь Тургон стал одним из могущественных королей в Средиземье (хотя это имя - отцовское).
3. Судьба друзей.
Воронвэ и Туор предсказывают друг другу, что оба они вернутся к Морю, Арагорн предвидит, что Гэндальфу в Мории грозит гибель, Бильбо пишет "пророческое стихотворение" о "возвращении короля" (Арагорна), Мэлиан предвидит, что Турину грозят несчастья, если он не обуздает свой нрав, Фродо предвидит, что Сэм станет бургомистром и лучшим садовником Шира и у него будет много детей.
4. Судьба незнакомцев.
Однако же, бывает, что судьбу предсказывают при первой же встрече. Таковы предсказания Галадриэли Леголасу и Гимли, Куруфина - Эолу, Мальбета - Арведуи (хотя неясно, видел ли прорицатель ребенка) и т.д. и т.п.
5. Судьба неизвестных.
К таковым относятся предсказания, в которых говорится о неизвестных предсказателю (еще не родившихся) лицах. Таково предсказание Мандоса об Эарендиле, Мальбета - о том, кто заставит Мертвых выполнить клятву и т.д. и т.п.
Таким образом, можно сделать вывод, что многие предсказания касаются людей (или других существ), близких предсказателю. Отчего так происходит: оттого ли, что между родичами (возлюбленными, супругами, друзьями) существует особая связь и поэтому они могут провидеть будущее друг друга (во всяком случае, такой вывод можно сделать о матерях и их детях у эльфов) или оттого, что обычно человека интересует своя судьба и судьба близких - неясно. С другой стороны, предсказания могут быть сделаны о человеке, которого предсказатель видит впервые или который еще даже не родился.
2.6. Предсмертные предсказания.
Достаточно часто говорится, что предсказания делаются в "предсмертный час". Таково предсмертное видение Фэанора: "И, бросив последний взгляд со склонов Эред Вэтрина, он узрел вдали пики Тангородрима, мощнейшей из твердынь Средиземья, и осознал в прозрении смерти, что никогда не достанет у нолдоров силы сокрушить их..." (с) "Сильмариллион", гл. "О приходе нолдор в Белерианд"; также и Хуор незадолго до гибели говорит Тургону о надежде, что произойдет от его рода и что "от тебя и от меня явится новая звезда" (Эарендиль с Сильмарилем) (с). "Сильмариллион", гл. "О Пятой Битве: Нирнаэт Арноэдиад". Возможно, в предсмертный час человек (эльф и т.д) становится более "духовным", более склонным прислушаться к голосу орэ, нежели когда он пребывает в добром здравии. А может так происходит потому, что человека перед смертью срочно необходимо о чем-то предупредить или ободрить.
Все статьи Статьи по теме «Устройство мира»